Трудно передать то особое чувство,
которое испытываешь, держа в руках книгу в художественном
переплете, удовлетворяющем и зрение, и осязание,
и, раскрывая его, входить уже внутрь книги.
Осязать рукой и помнить зрительно форму переплета
и уже погружаться в сложный пространственный мир страниц,
дающий нам новый внутренний масштаб, 
по которому строится вся внутренность книги.
Вдруг вещь, которую мы продолжаем держать в руках и ценить
по качествам вещи, открывает нам внутри себя новые
качества, характерные для пространства, 
населенного своими вещами, вещами книжного мира.

В. А. Фаворский

Библиотечными выставками искушенного читателя трудно удивить. В стенах центральной библиотеки в течение только последних нескольких лет мы знакомились с выставками плакатов, фото- и живописных работ, пэчворка, поделок из чешуи и рыбьих костей, авторской игрушки, и все это – не считая традиционных книжных выставок. Но новая экспозиция, расположившаяся в  выставочных витринах главной муниципальной библиотеки, поистине уникальна. Аналогичной выставки в библиотеках  еще не было. На первый взгляд – привычные обложки традиционных книг, только еще не зачитанные, не тронутые читательской рукой. И в этом – главный секрет. Названия  многих книг хорошо знакомы: «Преступление и наказание», «Три толстяка», «Ромео и Джульетта», «Горе от ума»…Но это  - не книги! Перед нами макеты книг, разработанные студентами   кафедры дизайна Ставропольского государственного педагогического института (заведующий кафедрой Ю.П. Бударин, http://www.sspi.ru/?dir=kaf_&sub=disign).   Под руководством доцента кафедры С.Е. Майорова постигают книжное мастерство будущие графические дизайнеры. Сергей Евгеньевич – известный книжный график. За его плечами – Львовский полиграфический институт, работа старшим художественным редактором главного издательства Молдавии «Картя молдовеняскэ». На проводившихся в советское время  всесоюзных и республиканских конкурсах искусства книги он неоднократно становился лауреатом. 
Художник книги – соавтор, а иногда даже больше, чем автор произведения. От восприятия художника, его правильного прочтения и умелой подачи материала будет зависеть дальнейшая судьба  книги. Две книги одного автора стоят рядом на библиотечной  полке. Больше  шансов быть выбранной будет у той, которая сможет «зацепить взгляд». Да и обложка – еще не все. Как важна элегантная верстка, правильно выбранный шрифт, наличие и качество иллюстраций. Всем этим премудростям и обучают на кафедре дизайна. Процесс рождения образа книги раскрывает необычная выставка.
Первый выставочный раздел знакомит с оформлением переплета книги. По нескольку вариантов обложки, в зависимости от поставленных задач, готовит каждый студент. Затем к обложке присоединяется работа над самим блоком книги. Завершающий этап –  макет книги полностью: обложка, форзац, титул, иллюстрации… Например, невозможно пройти мимо «Стихотворений» Даниила Хармса, «1990» Алессандро Барикко, «Девушки из Ипанемы» Харуки Мураками. Часто студенты берутся за произведения, которые в книжном варианте на русском языке еще не выходили.  А некоторые из ребят сами выступают в роли авторов: книга фотовпечатлений «Питер2», книга «Слайды».
Создание индивидуального образа книги – целое искусство. С первым опытом  молодых дизайнеров знакомит нас уникальная выставка «Книга: рождение образа».

Для тех, кто интересуется искусством  создания образа книги, советуем литературу, имеющуюся в едином фонде Ставропольской централизованной библиотечной системы:
 
1. Адамов, Е. Б. Оформление справочных изданий / Е. Б. Адамов, В. Г. Кричевский. – М. : Книга, 1981. – 111с. : ил .  – (Библиотека оформителя книги).

2. Герчук, Ю. Я. Художественная структура книги / Ю. Я. Герчук. – М. :  Книга, 1984. – 208 с. : ил.

3. Герчук, Ю. Я. Художественные миры книги / Ю. Я. Герчук. – М. : Книга, 1989. – 239 с. : ил.

4. Мильчин, А. Э.  Издательский словарь-справочник / А. Э. Мильчин. – М. : Юристъ, 1998. – 472 с.  – (Книжное дело).

5. Мильчин, А. Э. Культура издания, или Как не надо и как надо делать книги : практическое руководство / А. Э. Мильчин. – М. : Логос, 2002. – 224 с.

6. Рукопись – художественный редактор – книга /  Сост. Е. Б.  Адамов. – М. : Книга, 1985. – 298 с. : ил. – (Искусство книги).

7. Рывчин, В. И. О художественном конструировании учебников / В. И. Рывчин. – М. : Книга, 1980. – 127 с. : ил. – (Библиотека оформителя книги).

8. Фаворский, В. А. Об искусстве, о книге, о гравюре / В. А. Фаворский. -  М. : Книга, 1986. – 239 с. : ил.

9. Чихольд, Я. Облик книги: избранные статьи о книжном оформлении / Ян Чихольд;  пер с нем.  В. В. Лазурского, В. П. Милютина, П. Ф. Чекрыжова. – М. : Книга, 1980. – 240 с. : ил.

10. Шульц, Д. Эстетические критерии типизации изданий / Душан Шульц.  -  М. : Книга, 1982. – 139 с. : ил. – (Библиотека оформителя книги).

11. Энциклопедия книжного дела / Ю. Ф. Майсурадзе, А. Э. Мильчин,  Э. П. Гаврилов и др. – М.: Юристъ, 1998. – 526 с. – (Книжное дело).