МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СТАВРОПОЛЬСКАЯ  ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ  БИБЛИОТЕЧНАЯ
СИСТЕМА

Методико-библиографический отдел

ПРОГРАММА развития творческой  одаренности  у детей 6-9 лет « ГОРОШИНКА» 

 

Составитель: Майборода Татьяна Владимировна, методист по работе с детьми  МУ СЦБС
Экспериментальная  площадка  для   реализации  программы детская библиотека-филиал им.И.В. Кашпурова, г. Ставрополь
Библиотекари: Усатова  Виктория Семеновна, Березина Наталья Юльевна

 

Г.СТАВРОПОЛЬ

«Духовная жизнь ребенка полноценна  только тогда, когда  он живет  в мире сказок, музыки, фантазии, творчества. Без этого он  засушенный   цветок» В. Сухомлинский

Библиотекарю

Один из основных показателей качества работы по данной  программе - творческое развитие личности на основе детской литературы. Итальянец Бруно  Чари в своей книге   «Методы обучения»  заметил о тесной  связи между художественным творчеством и развитием умственных способностей ребенка.

« На первый взгляд может показаться, что между художественной, творческой деятельностью и научной работой нет ничего общего. В действительности же связь между ними есть, и притом тесная. Ребенок, который в стремлении себя выразить орудует кисточками, красками и пр., вырезает, клеит, лепит и так далее и тому подобное, тем самым развивает в себе определенные навыки: умение обращаться с материалами, быть до известной степени конкретным, точным, что содействует формированию общих научных навыков. Последние, впрочем, тоже имеют творческий аспект, выражающийся в том, что истинный ученый умеет пользоваться для своих опытов простейшими, имеющимися под рукой средствами.

Поскольку, однако, все мы признаем, что научная подготовка должна базироваться на фактах, наблюдениях, на реальном опыте подростка, я считаю своим долгом подчеркнуть, что важнейший вид творчества -художественное слово - понуждает учащегося зорче всматриваться в реальность, глубже погружаться в опыт..»

Другой ученый - педагог отмечает «Художественная литература открывает ребенку главную тайну жизни - он не одинок в этом мире: то, что заботит его, заботило его предков, заботит его современников, будет заботить его детей и внуков. Понять вопросы, которые задает человеку мир, понять не просто умом, а всем своим существом и, пусть иногда подсознательно , всем ходом своей жизни ответить на них – вот  вполне конкретная, в высшей степени прагматическая задача»  (Княжицкий А.И. Самый прагматичный предмет // Русская словесность.2007.№7)

Мы добавим, что детская литература соединяет в себе художественное, психологическое и педагогические начала. Она доставляет детям радость от общения с ней, учит, воспитывает, развивает. Но делает это в лучших своих  образцах ненавязчиво, незаметно для маленького читателя.

Цель:

  • Приобщение детей к художественной книге через творчество.

Основными   задачами  работы  по  программе  являются:

  • научить детей понимать художественные произведения и выражать свое отношение к прочитанному с помощью  различных видов творческой деятельности;
  • развитие у детей художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного;

Методика

 

В Программу вошли задания, которые помогут детям проявить  исполнительские и литературные способности, речевые умения.
Пальчиковая гимнастика, которую проводят с младшими  детьми, способствует развитию уровня речи, внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового  восприятия.
В качестве творческих заданий детям предлагается инсценировать отрывок из произведения, выразительно прочесть стихотворение, придумать  продолжение сказки..., а также  поделки, лепка, оригами, тестопластика, рисование.

 

Методика игр- театрализаций позволит «ребенку- выдумщику расширить свой горизонт», так как творческая переработка пережитого создает новую реальность и стимулирует всестороннее развитие личности.

В ходе занятий рассматриваются следующие темы:

  1. Фольклор  (Потешки, песенки, загадки).
  2. Русские народные сказки.
  3. Сказки  русских авторов.
  4. Сказки зарубежных авторов.
  5. О художниках, рисующих сказки.

Оборудование, необходимое для  работы по программе «Горошинка»

  1. Ширма для кукольного театра.
  2. Персонажи для  кукольного театра.
  3. Канцтовары для групповых занятий.
  4. Сборники мультфильмов.
  5. Тексты художественных произведений.
  6. Методическая литература.
  7. Оборудование для просмотра мультфильмов и прослушивания музыки (компьютер, телевизор c DVD, музыкальный центр).
  8. Призы для участников игр и конкурсов.

Первый год занятий по программе «Горошинка»
Занятия проводятся два раза в месяц

Дата

Наименование мероприятий

Виды  детского творчества. Форма занятий

октябрь 

  1. Открытие программы:
    а) знакомство с библиотекой;
    б) отгадываем загадки;
    в) разучиваем потешки;
    г) творчество
  2. Занятие:
    а) «Репка». Русская народная сказка;
    б)  творчество

экскурсия
игры

изготовление  закладок для книг

громкое чтение
изготовление поделок из природного материала

 

ноябрь

  1. Занятие:
    а) пальчиковая гимнастика  по развитию мелкой моторики рук  «Футболисты»
    ( см. «Литература» );
    б) « По щучьему велению». Русская народная сказка;
    в) творчество
  2. Занятие:
    а) пальчиковая гимнастика;
    б) «Царевна - лягушка». Русская народная сказка;
  3. в) творчество

пальчиковая  гимнастика

громкое чтение

инсценировка отдельных отрывков

пальчиковая гимнастика
громкое чтение

оригами

декабрь

  1. Занятие:
    а) пальчиковая гимнастика «Свинка Ненила»;
    б)  В. Одоевский «Морозко». Сказка;
    в) творчество
  2. Занятие:
    а) пальчиковая гимнастика;
    б) Е.А. Пермяк « Волшебные краски». Рассказ;
    в) творчество

пальчиковая гимнастика
громкое чтение
инсценировка отдельных отрывков

пальчиковая гимнастика
громкое чтение
изготовление новогодних украшений

январь

  1. Занятие:
    а) пальчиковая гимнастика «Жил-был зайчик»;
    б) Л.Н. Толстой «Грибы». Рассказ;
    в) творчество

пальчиковая гимнастика
громкое чтение
постановка кукольного спектакля

февраль

  1. Занятие:
    а) пальчиковая гимнастика «Стучит, бренчит по улице»;
    б)  О. Григорьев «Чудаки». Стихи;
    в) творчество
  2. Занятие:
    а) пальчиковая гимнастика;
    б) С. Козлов «Поросенок в колючей шубке», «Лесная оттепель». Сказки;
    в) творчество

пальчиковая гимнастика

громкое чтение
рисование

пальчиковая гимнастика
громкое чтение по ролям

лепка (пластилин)

март

  1. Занятие:
    а) пальчиковая гимнастика «Мои пальчики расскажут»;
    б)  В. Сутеев «Мешок яблок». Сказка;
    в) творчество
  2. Занятие:
    а) пальчиковая гимнастика;
    в) Ш. Перро «Красная шапочка». Сказка;
    г) творчество

пальчиковая гимнастика

громкое чтение
лепка  (тестопластика)

пальчиковая гимнастика
громкое чтение
пальчиковый театр (постановка отдельных отрывков из сказки)

апрель

  1. Занятие:
    а) пальчиковая гимнастика   «Кулак- ребро- ладонь»;
    б) Р. Киплинг «Рики-Тики-Тави». Повесть;
    в) творчество
  2. Занятие:
    а) пальчиковая гимнастика;
    б) А.С. Пушкин   «Сказка  о попе и его  работнике Балде». Сказка
    в)  творчество

пальчиковая гимнастика

комментированное чтение
рисование

пальчиковая гимнастика
чтение по ролям
оригами

май

  1. Занятие
    а) пальчиковая гимнастика «Покупал баран баранки»
    б) В. Гаршин «Лягушка-путешественница». Сказка
    в) творчество

пальчиковая гимнастика

громкое чтение

инсценировка отдельных отрывков

май

Заключительное занятие
Праздник читательских удовольствий

праздник

Второй год занятий по программе «Горошинка»

дата

Наименование мероприятий

Виды детского творчества
форма занятий

сентябрь

 Открытие программы
«Горошинка снова приходит  к детям»:
а) беседа для  детей и родителей  о содержании программы «Горошинка»,  второй год обучения;
б) читаем и разучиваем  скороговорки;

в)  Х.К. Андерсена «Принцесса на горошинке»;

в) творчество

 

беседа
лит. игра-состязание

комментированное чтение
изготовление поделок из  природного материала

сентябрь

2-е занятие:
а) пальчиковая гимнастика «Футболисты»;

б)  детский остров Саши Черного;

в)  С. Черный «Сверчок», «Чижик», «Приставалка» Стихи;

г) беседа по стихотворению
С.Черного «Детям»:
Кто такой поэт?
Чем он занимается?
Кто из вас сочинял стихи?
Это трудно?
Прочитайте свое любимое стихотворение.
в) игра - театрализация по стихотворению С. Черного «Поезд»;
д) творчество


пальчиковая гимнастика

беседа-знакомство с творчеством поэта

громкое чтение

 

беседа

 


игра - театрализация

оригами

октябрь

3-е занятие:
а) пальчиковая гимнастика «Свинка Ненила»;
б) крошечный звериный мир Беатрикс Поттер;
в) Б.Поттер «Ухти-Тухти». Сказка;
г) творчество


пальчиковая гимнастика
беседа о тв-ве писательницы и художницы Б.Поттер
громкое чтение
инсценировка отрывков из сказки

октябрь

4-е занятие:
а) распевки;

б) жил на свете поэт Корней Чуковский;
в) К. Чуковсковский «Айболит», «Мойдодыр», «Чудо-дерево». Сказки;

в) загадки как форма познания;

г) творчество


Упражнения для развития речевого аппарата
беседа о творчестве
громкое чтение на выбор  любой сказки

разгадываем загадки
К.И. Чуковского
учимся придумывать загадки

ноябрь

5-е занятие:
а) распевки;
б) еврейский поэт Лев Квитко;
в)  Л. Квитко «Скрипочка», «Кисонька», «Лошадка», « В гости», «Дудочка», « Качели». Стихи;
г) Л.Квитко «Бабушкины руки». Стихи;
д) творчество

упражнения для развития речевого аппарата
беседа о творчестве
громкое чтение

разучиваем вместе (наизусть)
игра-театрализация по стихотворению  «Анна_Ванна бригадир»

ноябрь

6-е занятие:
а) распевки;
б) веселые  уроки Григория Остера;
в) Г. Остер «Котенок по имени Гав». Сказка;
д) мультфильм «Котенок по имени Гав» Реж. А. Атаманов;
е) творчество


упражнения для развития речевого аппарата
беседа о творчестве
громкое чтение
просмотр мультфильма
аппликация из рваной бумаги

декабрь

7-е занятие:
а) распевки;

б) «Земля в солнечном дыму от любви господней...» архиепископ Иоанн;
в) рассказы из книги «Моя первая священная история»
(Сотворение мира. Рождество Христово. Детство Иисуса Христа);
г) рождественские стихи русских  поэтов.
С. Черный «Рождественское», И.С. Тургенев «Христос», А.С. Пушкитн «Ангел»;
д) творчество


Упражнения для развития речи
беседа-знакомство с детской библией
комментированное чтение

чтение стихов

оригами (ангел)

декабрь

8-е занятие:
Новогодний хоровод

утренник

январь

9-е занятие:
а) распевки;

б)   поэт и сказочник Сергей Козлов;
в) путешествие вместе с ёжиком:
«Ёжик в тумане», «Ёжик и море»,
« Как Ежик  и Медвежонок протирали звезды»;
д) просмотр  мультфильмов  «Ёжик в тумане!» Реж. Ю. Норштейн
«Как Ёжик и Медвежонок встречали Новый  год» Реж. А. Грачев;
д)  Поем песни на стихи Сергея Козлова.
Песня Львенка и Черепахи «Я на солнышке лежу» (из мультфильма «Как Львенок и Черепаха пели песню»,
песня  Ежика «Облака белокрылые лошадки» из мультфильма «Трям-здравствуйте»)

е) «Я в тумане, все, что мне мешает видеть и чувствовать»
- не умею общаться с друзьями, ссорюсь
- не умею слушать других
- стесняюсь
- меня не понимают
- не знаю, как поступить  в той или иной ситуации
- раздражаюсь, капризничаю, грублю старшим
-боюсь спать в темной комнате
- боюсь мышей, собак


Упражнения для развития речи
беседа о творчестве
громкое чтение

просмотр мультфильмов

разучивание песен   на стихи С.Козлова

 

 


игра-рефлексия

январь

10-е занятие:
а) распевки
б) Удивительные истории  барона Мюнхаузена
Распэ Р.Э. Приключения барона Мюнхаузена

в) просмотр мультфильма «Приключения Мюнхаузена» Реж. А.Солин СССР,
«Приключения барона Мюнхаузена» Реж. А Каранович. СССР,1967;

д) творчество


Упражнения для развития речи
комментированное чтение


просмотр мультфильмов


придумываем свою историю про  барона Мюнхаузена

февраль

11-е занятие:
а) распевки;
б) истории Радия Погодина;
в) громкое чтение сказок и рассказов Радия Погодина «Про жеребенка Мишу», «Земля  имеет форму  репы», «Лазоревый петух моего детства»;
д) творчество


Упражнения для развития речи
беседа о творчестве
громкое чтение

лепка

февраль

12-е занятие:
а) распевки
б) Голиков Аркадий из Арзамаса;
в) А.Гайдар «Сказка о военной тайне, о мальчише-Кибальчише и его твердом слове» Сказка;
г) творчество


Упражнения для развития речи
беседа о творчестве
комментированное чтение
рисуем под диктовку

март

13-е занятие:
а) пальчиковая гимнастика;
б) английский писатель Оскар Уайльд;
в) игра - рефлексия по сказке О. Уайльда «Сказка о Звездном мальчике» (методика Стрелковой);
г) творчество


пальчиковая гимнастика
беседа о творчестве
игра-рефлексия
оригами

март

14-е занятие:
а) пальчиковая гимнастика;
б) « Я  тоже был маленьким»;

в) читаем стихи С. Михалкова « Про Мимозу», «Ачто у вас?», поэма «Дядя Степа»;
г) С. Михалков «Три поросенка». Сказка


пальчиковая гимнастика
беседа о жизни и творчестве
С.Михалкова

громкое чтение
инсценировка

апрель

15-е занятие:
а) пальчиковая гимнастика
б) веселый детский  поэт и писатель Э.Успенский;
в) Чему учат стихи Э. Успенского:
«Кошка», « Рыжий», «Разгром», «Неудачник»,
«Троллейбус», «Ударения», «Страшная история», «Если был бы я  девчонкой»
( УспенскийЭ сказочные повести и стихи. - М.: НФ «Пушкинская библиотека» 6ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»,2004,-412с.: ил).
Вопросы для  раздумий:
Что бы вы сказали кошке?
Что чувствует Рыжий?
Почему волновалась мама? А когда волнуетесь вы?
Какие таланты есть у нас?
Кто обидел  троллейбус? И почему?
Придумай наказание по Э. Успенскому;

г) разучиваем песни на стихи Э.Успенского «Чебурашка», « Голубой вагон»,
« Пластилиновая ворона»;
д) просмотр мультфильма «Зима в Простоквашино» Реж. В. Попов. СССР,1984;
мультфильма «Пластилиновая ворона» по мотивам стихотворения Э. Успенского и песни Г. Гладкова. Реж. А. Татарский, СССР


пальчиковая гимнастика
беседа о творчестве

 

игра-рефлексия

 

 

 

 

разучиваем песни

просмотр мультфильма

апрель

16-е занятие:
а) распевки;

б) тарарам по Лунински;

в) В.Лунин «Сметанопад», «Радость»,
«Когда я взрослым стану», «Тарарам»,
«Весь дом - волшебный», «Дом под крыльцом», «Художник», «Песня о волшебной стране»
(Лунин В.В. Сметанопад. Стихи для детей/ художник Г.В. Соколов.- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.-144с.:ил.);
г) творчество


Упражнение для развития речи
беседа о творчестве


громкое чтение стихов

инсценировка стихотворения В.Лунина «Можно простудиться»

май

17-е занятие:
а) пальчиковая гимнастика;
б) шутландия Л. Яхнина:
« Из собственноручных путевых заметок великого путника и путаника профессора зоотаники Брем - Брюле»
(ЯхнинЛ. Шутландия//Мурзилка.-2009.-№1-6);
в) творчество


пальчиковая гимнастика

литературная игра


составляем карту путешествий профессора Брем-Брюле»

май

18-е занятие:
Чему мы научились:
-конкурс чтецов
-конкурс поделок
-конкурс на лучшую инсценировку
-конкурс рисунков

итоговое занятие

Третий год обучение по программе  «Горошинка»

№ дата

Наименование мероприятий

Формы работы с детьми

сентябрь

Открытие программы «Горошинка»
третий год обучения:
а)  беседа для детей и родителей
о содержании программы;
б) «Трынцы, брынцы, бубенцы»
(считалки, дразнилки, народные игры.)

 

беседа

Разучивание  считалок, дразнилок. Знакомство с народными  играми

 сентябрь

2-е занятие:
а) датский сказочник Х.К. Андерсен ;
б)  Х.К. Андерсен «Русалочка»;

в) просмотр  мультфильма «Русалочка»
Реж.  Дж. Маскер. Р. Клеменс,США;
«Русалочка» Реж. И.Аксенчук, СССР;
в) памятник  Русалочке  в Оденсе
( по материалам книги: Белоусов Р. Из родословной героев книг.- М.: Сов. Россия, 1974.- С.243-249);
г) А. Кокорин - иллюстратор сказок Х.К.Андерсена;

д)  творчество детей

 

беседа
комментированное чтение
просмотр
мультфильмов

беседа

рассматривание иллюстраций, беседа

 делаем Русалочку
( из флуоресцентного пластилина и природного материала)

октябрь

3-е занятие:
а) «Ю. Коваль — певец доброты и фантазий»;

б) обсуждение сказки
Вопросы  к беседе по  сказке Ю. Коваля «Зеленая лошадь»:
1.Где, правда, а где вымысел в этой сказке?
2. Почему Зеленая Лошадь с первого взгляда полюбила Ванечку?
3. Любит ли Подушкин природу? Как он
к ней относится?  Как  относится к ней Ванечка?
4. Почему  Подушкин  не смог встретится с Зеленой Лошадью?
5. Как встретила Зеленая Лошадь  Ванечку?
6. Хочется ли вам встретиться и поговорить с Зеленой Лошадью? Чтобы вы ей сказали?;

в) творчество детей «Как вы представляете себе Зеленую Лошадь?»

беседа о творчестве писателя

 

обсуждение сказки

 

 

 

 

 

рисование с помощью  восковых мелков и красок

октябрь

4-е занятие:
а) «В.Бианки  и его знаменитая книга «Лесная газета»;
б) « Тир В. Бианки. Состязание первое»

в) «Выпустить специальный номер «Лесной газеты», включив в нее следующие материалы:
оставить свою заметку в раздел
«Городские новости»;
- дать телеграмму зайцам в лес;
- дать объявление от имени пернатых,
оставшихся в городе на зимовку;
- РАДИОПЕРЕКЛИЧКА
«Говорит Северный Кавказ!»;
г) Просмотр мультфильма
« Путешествие муравья» Мультфильм. Реж. Э Назаров, СССР,1983

беседа-знакомство с книгой, громкое чтение
игра-состязание
(найти  ответы на вопросы в  тексте книги)

творческие задания

 

 

просмотр мультфильма

 

 ноябрь

5-е занятие:
а)А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»;

б) Просмотр мультфильма «Сказка о царе Салтане» Реж. И. Иванов-Вано, СССР,1984;

в)  А. Римский-Корсаков оркестровая интермедия «Полет шмеля» из оперы « Сказка о царе Салтане»,
М. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»
г) творчество детей

Громкое чтение


просмотр мультфильмов

 

прослушивание музыки,
движение под музыку

оригами (лебедь)

ноябрь

6-е занятие:
а) веселый писатель- Михаил Зощенко;
б) М.Зощенко « Галоши и мороженое»,
«Не надо врать»
обсуждение рассказов.

          Вопросы к обсуждению:
           «Галоши и мороженое»
1.Где взяла вторую галошу Лёля?
2.Зачем она это сделала?
3.Понимали ли Минька и Лёля, что нельзя брать без разрешения чужие вещи?
4. Когда раскрылся обман?
5. Как были наказаны дети?
6. Какой урок вы вынесли из этой истории М. Зощенко?
                     «Не надо врать»
1.За что Минька получил единицу?
2. Что посоветовала сделать  Леля, чтобы Минька смог получить долгожданный подарок к своему дню рождения?
3. Как папа узнал об обмане?
4. Согласны ли вы со словами папы
«...Люди, которые идут на вранье и обман,- смешны и комичны, потому что рано или поздно их враньё всегда обнаружиться. И не было  случая, чтоб что-нибудь осталось неизвестным»?
5. Почему папа обрадовался, когда Минька рассказал ему о третьем дневнике, лежащем в школе за книжным шкафом?
6. Случались ли с вами похожие истории? Расскажите о них;

 в) творчество детей

 

беседа о творчестве

Громкое чтение рассказов М. Зощенко «Галоши и мороженое», «Не надо врать» с последующим обсуждением

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

инсценировка рассказа
«Не  надо врать»

декабрь

 7-е занятие:
а) английский писатель, поэт Джозеф Редьярд Киплинг;
б) Р. Киплинг «Маугли» Повесть — сказка;

в) повесть- сказка «Маугли» в иллюстрациях Г.А. В. Траугот, Н. Цейтлина, Р. Киплинга, М.
Митурича;
г) просмотр мультфильма «Маугли»
Реж. Р. Давыдов. Комп.С.Губайдулина. СССр,1973;
д) творчество детей

 

беседа

громкое чтение отрывков из сказки

просмотр иллюстраций

 

просмотр мультфильма

лепка друзей Маугли

декабрь

8-е  занятие.
Герои зимних сказок в гостях У Снежной королевы

 

новогодний утренник

январь

9-е занятие:
а) умная и добрая сказка Кеннета Грэма;
б) громкое чтение  отдельных глав из книги  К.Грэм «Ветер в ивах»;
в) творчество

 

беседа о писателе
громкое чтение

поделки из природных  материалов

январь

10-е занятие:
а)  стихи - хи-хи для детей от 5 до 500лет

б)  Ю.Мориц   «Песенка совы по имени Дуся», «Художник», «Замечательная клякса», «Попрыгать-поиграть», «Веселая лягушка», «Сказка про песенку» из сборника: Мориц, Ю.П. Крыша ехала домой:  Стихи.- М.: Время, 2010,-96с, ил.;

б)  песни на стихи Ю. Мориц
«Большой секрет для маленькой компании» (муз. С. Никитина)
«Ежик резиновый» (муз. С. Никитина
«Огромный собачий секрет» (муз. С.Никитина)

в) творчество

 

беседа  о творчестве
Ю. Мориц

громкое  чтение стихов

 

 

 

разучивание песен

 

 

ига в рифмы

февраль

11-е занятие:
а) сказки Отфрида Пройслера;

б) О. Пройслер «Хербе Большая  Шляпа» Сказка.
( «Брусничное варенье подождет», « В путь», «Что получили?», «А ты кто такой?», Мы знаем это наверняка», «Что такое хлеб?», « Спиной к спине», «Хр-ррр-хррр!», «Здравствуй, Хёрбе, ты вернулся!»);
в) творчество

 

беседа о творчество

громкое чтение

 

 

иллюстрируем  сказку О.Пройслера

февраль

12-е занятие
а) Крокодильская история  Марины Москвиной. 
Чтение сказки  М. Москвиной «Что случилось с крокодилом»  и рассматривание рисунков Леонида Тишкова;
(Москвина М., Что случилось с крокодилом. Сказка. Худ. Л. Тишков.-М.: ООО  «Открытый мир»,2009,ил.);
б) доброе сердце;

в) творчество детей

 

громкое чтение  и рассматривание рисунков

 

 

игра-рефлексия

тестопластика
(вылепить летающего крокодила)

март

13-е занятие:
а) «Не смотрите на меня,
Что так толст и весел я,
Это след моей борьбы
С лапой давящей судьбы..»                                           П. Ершов

б) Беги, беги, конек!

 

в) Кто прочитает  больше отрывков  из сказки П. Ершова «Конек-Гобунок»;

г) творчество детей

 

беседа о жизни и творчестве  Петра Ершова

 

литературная игра по сказке  Ершова «Конек-Горбунок»
марафон чтецов

инсценировка отдельных отрывков из сказки П.Ершова
(кукольный театр)

14-занятие
март

14-е занятие
а)  Сказочник и волшебник Антоний Погорельский;
б) Вечно юная сказка.
А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

Вопросы к беседе:
1.Известно, что в сказках живут только сказочные существа, а Погорельский вводит туда  не совсем обычного для сказки героя. Кто это?
2. Какой благородный поступок совершил Алеша?
3. Какие отношения установились между Алешей и Чернушкой?
4. Как Алеша попадает  в подземное царство?
5. Оказывается расстояние от обыкновенного до необыкновенного преодолимо. Как чувствует себя мальчик Алеша в подземном царстве?
6. Кого он там видит?
7. Как жители подземного царства решили отблагодарить Алешу?
8. Почему мальчик загадал такое желание?
9. В каждой сказке есть условия, оберегающие силу волшебства, каковы они здесь?
10. Сдержал ли Алеша данное подземным жителям слово не выдавать их тайну?
11. Можно ли поступок  мальчика считать предательством?
12 .Как поплатился Алеша за свое предательство?
13. Имеет ли значение дар, если он не приносит  пользы людям?
14. Что теряем мы в самих себе, когда делаем неверный выбор, предпочитая некую  собственную выгоду?
15.Чем отличаются сказочники от обыкновенных людей? Умение видеть «сквозь» и «вглубь» привычного порядка вещей - это чудо или нет?

в) творчество детей

 

беседа о писателе

 

обсуждение сказки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

аппликация (Черная курица)

апрель

15-е занятие:
а) Э. Сетон- Томпсон-ученый, писатель,
художник;

 

б) Э. Сетон- Томпсон «Чинк», «Арно», «Медвежонок». Рассказы;

в) творчество детей (зарисовать с натуры любое животное)

 
беседа о творчестве
канадского писателя

громкое  чтение
с элементами обсуждения

 знакомство с новой техникой рисования

апрель

16-е занятие:
а) Английский сказочник Дональд Биссет;

б) Д. Биссет «Забытый день рождения». Сказки;

 в) иллюстрации В. Чижикова к сказкам Д.Биссета;

д) творческое задание «Что  сказали дети о сказках Д. Биссета»

 

беседа

громкое чтение сказок

рассматривание иллюстраций

составление отзывов на прочитанное

май

 17 -е занятие
а) Даниил Хармс
во-первых-поэт;
во - вторых — писатель;
в- третьих - веселый человек;
а) громкое чтение рассказов Д. Хармса: « Семь кошек», «Про собаку Бубубу»;

б) игра-инсценировка по стихам Д. Хармса «Игра», «Врун»;

в) игры, которые придумал Д. Хармс:
«Двенадцать поваров», «Ошибка». «Очень- очень  вкусный пирог»;
(Хармс Д. Хармс детям: Стихи, рассказы, сказка. - М.: Росмэн,1995.-126с., ил.);

г) творчество детей
Как вы думаете, что нарисовала собака Бубубу?  Ваш вариант.
Как выглядят семь кошек Машка, Пронька, Бубенчик, Чурка, Мурка, Бурка, Штукатурка?

 

беседа

 

 

громкое чтение

игра - инсценировка

 

игры

 

 

аппликация:
- из нитей
-из ткани
-из сжатой бумаги
-из ваты
- из пластилина
-выпуклая аппликация

май

 18-е занятие        
Итоговое занятие
«Что было бы, если... »

 

 Игра-калька
(события, описанные в сказках, рассказах, стихах переносятся на чужую почву, получается новая история. Можно в театрализованной форме)

Литература:

  1. Бажанова, Л. И. Волшебники приходят к людям: [программа по литературным сказкам] / Л. И. Бажанова. ОДБ им. В. М. Величкиной, Ростов -на- Дону, 2003
  2. Горбушина, Л.А. Выразительное чтение и рассказывание. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1975. -144с.
  3. Парубок, Н. Игра в рифмы. Развитие детского речевого творчества в начальной школе / Н. Парубок // Игра и дети. -2010. -№ 7. -С. 37
  4. Родари, Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания истории  /Дж. Родари.-М.: Прогресс, 1978. -207 с
  5. Сидоренко, Л. Мои пальчики расскажут: [методика развития речи с помощью сформированности тонких движений рук] / Л.Сидоренко // Дошк. воспит .-2008. -№ 7.
    С.67-70
    Стрелкова, Л. П. Уроки сказки. / Л. П. Стрелкова - М.: Педагогика, 1989. - 128с. ил